! НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ В БЛОГЕ НЕ БУДУТ ОТОБРАЖАТЬСЯ ОТКРЫТКИ

28 января 2016 г.

Катастрофа шаттла "Челенджер" 28 января 1986 года. 30 лет.

28 января 1986 года в 11:39 по североамериканскому восточному времени (19:39 мск) при старте с космодрома на мысе Канаверал (США) разрушился космический челнок многоразового использования "Челленджер". Все 7 членов экипажа погибли на глазах у их родственников и миллионов телезрителей. Сегодня 30 лет со дня этой катастрофы.

"Челленджер" ("Бросающий вызов") - второй многоразовый космический шаттл NASA. Он был построен в 1982 году и совершил 9 успешных полетов в космос, провел вне Земли в общей сложности 69 суток, доставил на орбиту 46 астронавтов, совершил 987 витков вокруг планеты, пролетел более 41 миллиона километров. 10-й его старт (миссия STS-51L) обернулся трагедией.

Средства массовой информации освещали катастрофу с небывалой масштабностью и множество зрителей по всему миру наблюдало за запуском в прямом эфире. Задачи экипажа были довольно стандартны - вывести в космос спутник связи и наблюдать за кометой Галлея. Особое внимание к миссии объяснялось присутствием в составе опытного экипажа специалистов NASA обычной школьной учительницы. В качестве пропаганды новой космической эры, когда в космос сможет полететь любой молодой и здоровый человек, в США был проведен конкурс. Из 11 тысяч кандидатов победителем стала Криста Маколифф из Бостона. Она прошла трехмесячную подготовку. Ее задачей на борту корабля было снимать учебные сюжеты и проводить короткие телеуроки об исследовании космоса.


Старт "Челленджера" откладывался несколько раз по организационным и техническим причинам. В назначенный наконец день 28 января вдруг испортилась погода, температура опустилась до −1°C, минимально допустимой нормы для разрешения старта. До этого шаттл взлетал при температуре не ниже +12°C. Инженеры предупредили руководство об опасности такого "холодного" запуска. Они опасались за герметичность уплотнительных колец твердотопливных ускорителей. Кроме того на корабле возникло обледенение, инженеры считали, что оно может повредить плитки теплоизолирующего покрытия шаттла. Руководство NASA отказалось еще раз откладывать старт и он состоялся.

На первой секунде полета из правого ускорителя в сторону топливного бака вырвалась почти незаметная струя серого дыма. На 58 секунде там появилось пламя. На 64 секунде из внешнего бака начал вырываться жидкий водород. На 73 секунде оторвался правый ускоритель, а бак с водородом сорвало и ударило о бак с кислородом. Компоненты смешались во взрывоопасную смесь и на глазах у миллионов зрителей огромный огненный шар поглотил "Челленджер". 

Взрыв и перегрузки разорвали челнок на части, которые с высоты около 15 километров стали падать в Атлантический океан, оставляя за собой шлейфы дыма. Прочная кабина экипажа продолжила полет по баллистической траектории и вылетела из облака газов и обломков на высоте 20 километров, после чего так же начала свободное падение. NASA считает, что при взрыве кабина испытала перегрузки от 12 до 20 g. Позже вместе с другими обломками она была поднята со дна Атлантики. Выяснилось, что некоторые члены экипажа пережили разрушение корабля, успели включить персональные приборы подачи воздуха и пытались восстановить подачу электроэнергии. Как долго астронавты были живы, не известно. Однако удар кабины о воду на скорости 333 км/ч с перегрузкой свыше 200 g не оставил им ни единого шанса на спасение.


Президентская комиссия назвала причиной катастрофы повреждение уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте, которое привело к прогоранию отверстия в боку ускорителя. Реактивная струя, бившая из этого отверстия, разрушила крепления ускорителя и внешнего топливного бака. Это привело к смещению частей корабля и его разрушению в результате нештатных аэродинамических нагрузок. 

Следствие так же выяснило, что руководство NASA знало о потенциально опасных дефектах уплотнительных колец от инженеров и из опыта прошлых полетов шаттла. Так же руководство было предупреждено конструкторами об опасности запуска корабля именно в этот день из-за низких температур.

Полеты космических челноков были приостановлены до тех пор, пока NASA не выполнит 9 требований комиссии для улучшения безопасности. Несмотря на усилия NASA по устранению проблем и возобновление через 2,5 года космической программы полета челноков, многое так и не было исправлено. Это привело к катастрофе шаттла "Колумбия" 17 лет спустя.



Катастрофа на "Байконуре" 24 октября 1960 года
Катастрофа на космодроме Плесецк 18 марта 1980 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий




Никнейм Нафари зарегистрирован!