! НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ В БЛОГЕ НЕ БУДУТ ОТОБРАЖАТЬСЯ ОТКРЫТКИ

12 августа 2015 г.

Гибель подлодки "Курск" в Баренцевом море 12 августа 2000 года. 15 лет.

12 августа 2000 года в Баренцевом море в 175 км от Североморска затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск". Не смотря на многочисленные попытки спасти экипаж, погибли все находившиеся на борту 118 человек. Сегодня 15 лет со дня этой трагедии.

Атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей" К-141 был построен в 1994 году и вошел в состав Российского Северного Флота с базированием в Видяево. В честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны лодке было присвоено почетное собственное имя "Курск". 

На фоне кризисной ситуации в стране и на флоте появление новых "Антеев" было встречено с оптимизмом и надеждой. Лодки были настоящим произведением военного искусства. Они вполне могли поддержать честь страны, обеспечить ее оборону и вернуть влияние в международных водах. 

Известно, что моря давно усеяны датчиками, которые прослушивают шумы. Выход из наших северных морей в Атлантику еще со времен холодной войны страны НАТО держат под строжайшим контролем. Никто не мог бы проскользнуть там не обнаруженным. 

"Курск" был одним из лучших, если не лучшим подводным крейсером Северного флота. Служить на нем мечтал каждый подводник. Экипаж был набран из самых достойных офицеров и моряков-срочников. Капитан 1-го ранга Геннадий Лячин принял командование лодкой за некоторое время до трагических событий. В 1999 году "Курск" ушел в автономный поход через Атлантику в Средиземное море. То, что лодка обошла всю противолодочную систему в Атлантическом океане и Гибралтарском проливе, было ударом по самолюбию условного противника и триумфом России. Россия впервые с распада СССР готовилась вернуть свое влияние в Средиземное море. "Курск" вернулся в Видяево "со щитом". Но запланированный на осень 2000 года выход авианосно-маневренной группы Северного флота в Средиземное море так и не состоялся... 

10 августа 2000 года "Курск" принимал участие в учениях Северного флота, он должен был произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу. На борту было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Кроме экипажа на лодке находились офицеры штаба дивизии и гражданские специалисты завода "Дагдизель".

Утром 12 августа 2000 года лодка выполнила часть стрельб и готовилась осуществить учебную атаку группы авианосцев. В 11:28 гидроакустики крейсера "Петр Великий" зафиксировал хлопок, которому командование сначала не придало значения. Однако, "Курск" не доложил о выполнении задачи и его стали искать. После того, как капитан Лячин не вышел на связь в контрольное время - 17:30 и 23:30, была объявлена аварийная ситуация.

13 августа в 4:51 гидроакустики "Петра Великого" обнаружили "Курск" лежащим на грунте на глубине 108 метров.

Все новостные каналы тогда говорили один и тот же текст: "Во время учений Северного флота АПЛ "Курск" легла на грунт". Так вот - "легла". Не страшно. Но по надрыву, с каким доносилась новость, уже было понятно, что как раз страшно.

С 13 по 21 августа проводились спасательные работы. И нам говорили, что в лодке есть живые, что они стучат, что с ними даже налажена акустическая связь. Глубоководный аппарат "Приз" совершал одну за другой отчаянные попытки пристыковаться к комингс-площадке лодки. Но безуспешно - треснуло кольцо площадки, захват не осуществлялся.

Власти попросили помощи у норвежцев. И пока их спасательное судно "Seaway Eagle" шло в Баренцево море, моряки, родные подводников, да и все люди в стране, не отрываясь от телевизора, считали дни. Надежда спасти ребят, казалось, еще была, но таяла. В Баренцевом море все время штормило. От бессилия хотелось мысленно тянуть спасательный корабль быстрее к затонувшей лодке. Но 21 августа долгожданные норвежские водолазы, проведя обследование "Курска", просто вскрыли кормовой аварийно-спасательный люк. И тогда нам сообщили, что отсек, в котором должна была спастись часть экипажа, был давно затоплен и живых в нем нет... 21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа атомного подводного ракетного крейсера К-141 "Курск".

"Курск" далеко не первая наша лодка, которая погибла с частью или со всем экипажем. И дизельные, и дизель-электрические, и атомные подлодки забирали жизни моряков в пожарах, затоплениях, столкновениях, радиационных утечках и неустановленных обстоятельствах. Но всегда это проходило скрытно, не принято было в СССР обнародовать неудачи партии и правительства. А "Курск" умирал в прямом эфире. Мы не можем точно знать, когда погибли те 23, писавшие прощальные записки в девятом уцелевшем отсеке. Возможно, в первые же часы, как теперь уверяет официальная версия. Для нас они были живы до 21 августа. А потом - крах всех надежд. Эта трагедия потрясла меня, как не многие другие катастрофы.

Не реки впадают в море, 
В море впадает горе, 
Никогда его на карте не убавится,
Нынче самое большое море - Баренцево... 
(из песни Николая Сахарова - Курск)

Не могу не сказать здесь о сильной женщине Ирине Лячиной. Как ее муж был капитаном для всего экипажа лодки, так она была "капитаном" жен, родителей, родных, которые собрались в Видяево. Которые надеялись и ждали, но не дождались.

Посыпающее пеплом голову правительство пообещало поднять тела погибших подводников. Той же осенью 6 российских и 6 норвежских водолазов частично осуществили этот план и подняли из затонувшего "Курска" 12 тел. Передние отсеки лодки разорвало чудовищным взрывом, там ничто не уцелело. Другие отсеки были недоступны или опасны для водолазов. В 2001 году искореженный "Курск" подняли и перевели в сухой док. Это была беспрецедентная операция. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Три тела найти так и не удалось.

Официальная версия случившегося: 
Взрыв учебной торпеды из-за утечки компонентов топлива и детонация остальных торпед.

Неофициальные версии:
Взрыв "толстой" торпеды по различным причинам.
Взрыв чего-то экспериментального, что увезли, пока якобы спасали экипаж, а чего, нам не надо знать. 
Столкновение со следящей за учениями американской подлодкой "Толедо".
Торпедирование другой американской подлодкой "Мемфис" (не простили поход в Средиземное море).
Случайное попадание ракеты с крейсера "Петр Великий".
Мина времен Второй Мировой войны.

Некоторые из этих версий вполне жизнеспособны. Но у всякого отрицания есть свой политический мотив.

23 августа 2000 года в России был объевлен днем траура.

Указом президента все находившиеся на борту "Курска" были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля Геннадию Лячину было присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 2009 году  рубка АПРК "Курск" стала частью мемориала "Морякам, погибшим в мирное время" в Мурманске.
В Курске, Санкт-Петербурге, Москве и многих городах России открыты памятники, памятные знаки или часовни в память о трагедии.

Россия не вернула свое активное военное присутствие в мировые океаны.

2 комментария:

  1. В те дни, по-моему вся страна с замиранием сердца ждала новостей о спасении экипажа подлодки... И гибель моряков была трагедией государственного масштаба не по политическим мотивам, а по количеству людей ощутивших ее, как личную трагедию...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В фильме "Добровольцы" Алеша Акишин, бесподобно и искренне сыгранный еще молодым Леонидом Быковым, погибает в подводной лодке и пишет прощальное письмо своим друзьям. Когда ждали спасения экипажа "Курска", я все время вспоминал этот эпизод. А оказалось, что так и было. Потом оказалось, когда нашли записку Дмитрия Колесникова, офицера "Курска", одного из тех, кто не дождался спасения в 9 отсеке.

      Удалить




Никнейм Нафари зарегистрирован!