! НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ В БЛОГЕ НЕ БУДУТ ОТОБРАЖАТЬСЯ ОТКРЫТКИ

24 октября 2015 г.

Катастрофа на "Байконуре" 24 октября 1960 года. 55 лет.

24 октября 1960 года в 18:45 на космодроме "Байконур" (СССР, сегодня - Казахстан) при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошла катастрофа с многочисленными человеческими жертвами. Погибло 78 человек, пострадало - 120.

К концу 1950-х годов мир находился в состоянии "холодной войны". США имели ракеты, способные поразить объекты в нашей стране. Советский Союз тоже имел возможность нанести удар по Америке. Но наши межконтинентальные ракеты, созданные конструктором Сергеем Королёвым, работали на керосине и жидком кислороде и были крайне сложны в подготовке к пуску.

В 1956 году ОКБ-586 конструктора Янгеля предложило создать межконтинентальную баллистическую ракету с автономной системой наведения и с жидкостным ракетным двигателем на высококипящих компонентах топлива (несимметричный диметилгидразин плюс азотный тетраоксид). 

Ведущий конструктор ракетно-космической техники и ракетного оружия академик Сергей Королев, понимая опасность подобного новаторства, выступал против. Но страна остро нуждалась в восстановлении ядерного паритета, и правительство приняло решение о создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.

26 сентября 1960 года на полигон Тюратам (позже космодром "Байконур") привезли для испытания первую ракету - изделие 8К64 № ЛД1-ЗТ. Техническим руководителем испытаний был назначен Главный конструктор ОКБ-586 Михаил Янгель, председателем комиссии по проведению летных испытаний -  зам.министра обороны СССР Главком РВСН Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Неделин не был человеком со стороны. Он лично курировал строительство космодрома и запуски многих ракет. На Западе катастрофа на "Байконуре" известна как "Nedelin catastrophe". Обострение политической ситуации в мире вынуждало торопиться с реализацией проекта. Пуск решено было провести к годовщине Октябрьской революции - 7 ноября. Работы велись в две смены и днем и ночью.

Назначенный на 23 октября пуск пришлось отложить из-за сбоя электроники и подтекания топливной системы - при подготовке к запуску несанкционированно срабатывали пиропатроны отсечных клапанов, терялась герметичность конструкции. Подготовленная и заправленная ракета могла оставаться на старте не более 24 часов, в противном случае все пришлось бы делать заново, это заняло бы около месяца. Единственно правильным выходом из ситуации был слив топлива. Но было решено отложить старт на сутки, устранить мелкие неполадки на заправленной ракете, а прорыв пиромембран произвести вручную. Такое решение противоречило всем инструкциям. Всем была понятна опасность подобных испытаний. Тем более, что 24 октября при подготовке на ракете выявлялись все новые и новые неполадки. Но сам Неделин сел около нулевой отметки в 17 метрах от подножия ракеты, подавая пример бесстрашия или безрассудства. Рядом собрались конструкторы и военное начальство. В итоге, кроме 100 необходимых специалистов, на стартовой площадке оказались еще 150 человек. 

В 18:45 за 30 минут до объявленного запуска включили режим "боевой готовности". После этого внезапно произошел неcанкционированный запуск маршевого двигателя второй ступени ракеты. Огненная струя от него прожгла баки окислителя и горючего первой ступени. Произошло мощное возгорание и разрушение ракеты. 130 тонн горящего токсичного топлива хлынуло из баков. От ракеты во все стороны с огромной скоростью понеслись волны пламени, поглощая на своем пути все агрегаты, сооружения и людей на стартовой площадке.  По свидетельству очевидцев "огнем и ударными волнами скручивало, словно фольгу, листы обшивки, гнуло, как проволоку, каркасы металлических конструкций". Штатный кинооператор "Байконура" Валентин Анохин, который должен был снимать старт, запечатлел на свою камеру, как из огня выскакивали и бежали во все стороны пылающие люди. Горящие компоненты, разливаясь, обгоняли бегущих, воспламеняли их, как факелы. Ядовитые и горячие пары окислов азота и диметилгидразина убивали тех, кто избегал огня. Те, кто прыгал со стартового стола, разбивались о бетон. Взрывообразное горение продолжалось 20 секунд, пожар длился еще два часа. Только после этого стало возможным начать аварийно-спасательные работы. Положение усложнилось тем, что противопожарная установка, находившаяся в 50 метрах от ракеты, сама сгорела. 

При взрыве погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола, в том числе Неделин, а так же верхушка военного командования, начальство полигона, специалисты, представлявшие собой цвет советского ракетостроения, военнослужащие и представители промышленности. 

Главный конструктор ОКБ-586 Янгель незадолго до катастрофы отлучился за бункер покурить. С ним пошли еще несколько человек, они собирались уговорить Янгеля прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло им жизнь. Янгель был очевидцем трагедии от начала и до конца и после пережил инфаркт.

Среди пострадавших многие получили страшные ожоги огнем и азотной кислотой. Госпиталь космодрома не мог оказать помощь такому количеству тяжелораненых, а до ближайшего населенного пункта было около тысячи километров. Позже из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону на "Байконур" в срочном порядке стали прибывать передвижные госпитали. 14 человек, которым требовалась пересадка кожи, были эвакуированы в Московский госпиталь Бурденко. От полученных ожогов и ран в госпиталях впоследствии скончались четверо пострадавших. 

Тела погибших были обезображены до неузнаваемости. А на месте гибели Неделина смогли найти только оплавленную звезду Героя Советского Союза, остановившиеся в момент взрыва часы и маршальский погон.

Всего в катастрофе (официальные данные взяты из отчета комиссии):

Погибло - 78 человек (из них четверо - позже в больнице)
(по другим данным погибло от 92 до 450 человек)*
Пострадало - 120 человек

в момент рассекречивания называлось 450 погибших
   в Энциклопедии "Космонавтика" - 126 погибших
   в книгах об истории "Байконура" - 92 погибших

Данные о катастрофе были засекречены до 1989 года. Была придумана версия о трагической гибели маршала Неделина в авиационной катастрофе. Других погибших похоронили скрытно. 

Государственная комиссия по расследованию из соображений секретности решила не поднимать шум и никого не наказывать, заявив, что все непосредственные виновники трагедии погибли при взрыве. Судьба выжившего конструктора Янгеля висела на волоске. Не смотря на напряженные отношения, за него вступился сам Королев, сказав, что авария с новой техникой могла произойти у любого конструктора.

Основной причиной катастрофы было признано грубое нарушение правил техники безопасности, допущенное в попытке успеть осуществить запуск к запланированной дате. 

После устранения неполадок было произведено несколько испытательных пусков пробного изделия. Только в октябре 1962 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 была принята на вооружение.

Только 39 лет спустя 99 участников испытаний новой ракеты были награждены Орденом Мужества, 63 из них - посмертно.

Памятники погибшим в "Катастрофе Неделина" установлены в городе Байконур, на космодроме у места трагедии, в Днепропетровске на территории КБ "Южное". 

После того, как 24 октября 1963 года на полигоне произошла еще одна катастрофа с человеческими жертвами, было решено никогда больше не производить в эту дату запуски ракет. 24 октября стало Днем Памяти всех погибших при освоении космоса.


Катастрофа на космодроме Плесецк 18 марта 1980 года
Катастрофа шаттла "Челенджер" 28 января 1986 года

6 комментариев:

  1. Сколько бед произошло из-за "сроков сдачи проекта" к какому-то дню. Или из-за каких-то других поводов, типа "обогнать или перегнать". Ведь очевидно, что если у ракеты столько неполадок, то надо откладывать старт. Но ведь "нельзя!"
    Но если честно, то я не знаю, можно ли избавиться от подобных проблем. Кажется, что всегда будут сроки и люди, которые хотят быть первыми...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И, кстати, я бы не сказал, что это болезнь только нашей страны. В Америке боятся потратить лишние деньги, в Японии боятся наказания от начальства и т.д.

      Прогресс, к сожалению, обязательно будет собирать жертвоприношения. Но безрассудство, приводящее к жертвам, не может быть оправдано.

      Удалить
    2. Если бы только сам прогресс...
      А вот когда одни люди боятся других людей от того, что вторые могут их лишить зарплаты или наказать (что вообще дико, ведь рабовладельчество вроде отменили давно) и поэтому совершают глупые, необдуманные или заведомо опасные действия - это страшно.

      Удалить
    3. А двигателем прогресса как раз и являются ситуации, когда кто-то кого-то боится или кто-то кого-то хочет перевоевать. Если бы все любили и уважали друг друга, мы бы еще не слезли с пальмы)

      Удалить
    4. Как "позитивненько" звучит)

      Удалить




Никнейм Нафари зарегистрирован!